Автор: доцент мгппу телегин мв аннотация: предлагаем. вашему вниманию новую исправленную и дополненную редакцию. программы повышения квалификации воспитателей доу по теме:. основы духовнонравственного воспитания детей в доу курс,. рассчитанный на часа, знакомит с теоретическими. основаниями духовнонравственного воспитания дошкольников; нормативными документами, регламентирующими. эту важнейшую сферу развития ребёнка; традиционными и. инновационными методами духовнонравственного воспитания; современными программами духовнонравственного. воспитания в доу однако, узнаю каково ваше мнение!?
Основы духовнонравственного воспитания детей в доу программа повышения
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22021-12-26 22:05:24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Поделиться32022-02-05 13:12:13
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики, и, шире, культуры в целом. В наши дни («эпоха перемен»), вопросы правильной организации воспитания подрастающего поколения, приобретают огромное значение, становятся сверхактуальными, поистине судьбоносными. Мир охвачен системным кризисом: экономическим, политическим, духовным. Современный человек испытывает запредельные, колоссальные нагрузки. Социальное время «уплотняется», «сжимается»; объём информации лавинообразно нарастает, многие авторитетные эксперты заговорили даже о «дефолте информации». Невиданную доселе мощь набрали процессы глобализации, вовсю идёт «новое переселение» народов. Различные силы (увы, далеко не всегда положительные), пытаются «проектировать» те или иные общественно-политические «тренды», активно влиять на сознание людей, навязывать массам выгодные узкому кругу «бенефициариев» стратегии поведения. Достижения психологии, социологии, всего комплекса наук о человеке, помноженные на новейшие технико-технические ухищрения (СМИ, современное телевидение, интернет, виртуальный мир и т.д.) делают обывателя уязвимым для манипулятивных воздействий, «управляемым». В руках нечистоплотных, ангажированных «субъектов» социального проектирования («хозяева дискурса») благие достижения человеческого гения способны превратиться в орудие «расчеловечивания человека». В постмодернистском социуме («апофеоз безпочвенности») ребёнок, как никогда, нуждается в «защищённом развитии», опеке и наставничестве, точном целеполагании, вдохновляющем примере, знакомстве с классическими образцами высокой культуры, создании условий для развития уточённых эстетических чувств, воспитании разумных потребностей и т.д. Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры», инварианты – в «текучем и непостоянном»; абсолюты и святыни – в изменчивом, релятивистском; «вечное» - во «временном»! Мы должны познакомить детей с историей и культурой России, привить замечательные душевные качества, которыми всегда по праву гордился наш многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до пиковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной культуры Человечества. Адекватной научной (психолого-педагогической) основой для решения указанных задач, по моему мнению, являются культурно-историческая, деятельностная психология (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, идеи гуманистической педагогики (Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Я. Корчак, В.А.Сухомлинский и др.). В новом регламентирующем работу ДОУ документе – Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения, провозглашён курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование критически важных для социализации детей компетентностей, качеств, способностей. Естественно, изменение парадигмы дошкольного образования требует нетривиальных, новых решений в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени. Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, позитивные субъекты воспитания обязаны мягко, недирективно, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная коммуникативно-знаковая среда (В.В.Рубцов), в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности дитяти, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения. В теоретической части курс «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» направлен на знакомство слушателей с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания дошкольников. В многомерном, динамичном сопоставлении отечественных и зарубежных концепций воспитания раскрывается «драма» фундаментальных для любого педагога понятий: «мораль», «нравственность», «воспитание». В качестве специальной задачи автор рассматривает анализ фиософско-методологических, психологических и педагогических оснований воспитания дошкольников. Историографический принцип подачи материала позволит слушателям проследить генез целей и ценностей, методов и форм воспитательного дела в России и за рубежом, покажет необходимость преемственности, разумного сочетания, творческого синтеза традиций и инноваций в воспитании подрастающего поколения. Пионерской, новаторской частью курсовой подготовки станет знакомство слушателей с содержанием понятия «мировоззренческое представление» (именно мировоззренческие представления, по мысли автора, выполняют функцию «единицы» (Л.С.Выготский) становящегося морально-нравственного сознания ребёнка. Предполагается освоение типологии мировоззренческих представлений, конкретного содержания мировоззренческих представлений современных дошкольников, методов диагностики уровня развития мировоззренческих представлений. Однако, главное внимание будет уделяться особому воспитательно-мировоззренческому (сократическому) диалогу, как зоне ближайшего развития мировоззренческих представлений дошкольников. Практическая часть целиком ориентирована на деятельностное освоение слушателями различных методик духовно-нравственного воспитания: начиная от «притчи» и «наставления», через «классическое воспитательное мероприятие», «коллективное дело», «воспитательно-дидактическую игру-драматизацию» – к инновационным диалогическим, субъект-субъектным воспитательным технологиям («Воспитательный диалог», «Философия для детей», «Детская риторика» и т.д.).